А эта точка зрения агностицизма неизбежно осуждает на колебания между материализмом и идеализмом.
3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ И "НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ"
Учение Авенариуса о принципиальной координации изложено им в "Человеческом понятии о мире" и в "Замечаниях". Эти последние написаны позже, и Авенариус подчеркивает здесь, что излагает, правда, несколько иначе, не что-либо отличное от "Критики чистого опыта" и "Человеческого понятия о мире", а то же самое ("Bemerk.".<<*42>> 1894, S. 137 в цитир. журнале). Суть этого учения - положение о "неразрывной (unauflosliche) координации" (т. е. соотносительной связи) "нашего Я (des Ich) и среды" (S. 146). "Философски выражаясь, - говорит тут же Авенариус, - можно сказать: "Я и не-Я"". И то и другое, и наше Я и среду, мы "всегда находим вместе" (immer ein Zusammen-Vorgefundenes). "Никакое полное описание данного (или находимого нами: des Vorgefundenen) не может содержать "среды" без некоторого Я (ohne ein Ich), чьей средой эта среда является, - по крайней мере того Я, которое описывает это находимое" (или данное: das Vorgefundene, S. 146). Я называется при этом центральным членом координации, среда - противочленом (Gegenglied). (См. "Der menschliche Weltbegriff".<<*43>> 2 изд., 1905, стр. 83-84, § 148 и след.)
Авенариус претендует на то, что этим учением он признает всю ценность т. наз. наивного реализма, т. е. обычного, нефилософского, наивного взгляда всех людей, которые не задумываются о том, существуют ли они сами и существует ли среда, внешний мир. Мах, выражая свою солидарность с Авенариусом, тоже старается представить себя защитником "наивного реализма" ("Анализ ощущений", с. 39). Российские махисты, все без исключения, поверили. Маху и Авенариусу, что это действительно защита "наивного реализма": признается Я, признается среда - чего же вам больше надо?
Чтобы разобраться в том, на чьей стороне имеется тут величайшая степень действительной наивности, начнем несколько издалека. Вот популярная беседа некоего философа с читателем:
"Читатель: Должна существовать система вещей (по мнению обычной философии), а из вещей должно быть выводимо сознание".
"Философ: Теперь ты говоришь вслед за философами по профессии... а не с точки зрения здравого человеческого рассудка и действительного сознания...
"Скажи мне и подумай хорошенько перед ответом: выступает ли в тебе или перед тобой какая-либо вещь иначе, как вместе с сознанием этой вещи или через сознание ее?.."
"Читатель: Если я хорошо вдумался в дело, то я должен с тобой согласиться".
"Философ: Теперь ты говоришь от самого себя, из твоей души, от твоей души. Не стремись же к тому, чтобы выскочить из самого себя, чтобы обнять больше того, что ты можешь обнять (или схватить), именно: сознание и (курсив философа) вещь, вещь и сознание; или точнее: ни то, ни другое в отдельности, а то, что лишь впоследствии разлагается на одно и на другое, то, что является безусловно субъективно-объективным и объективно-субъективным".
Вот вам вся суть эмпириокритической принципиальной координации, новейшей защиты "наивного реализма" новейшим позитивизмом! Идея "неразрывной" координации изложена здесь с полной ясностью и именно с той точки зрения, будто это - настоящая защита обычного человеческого взгляда, не искаженного мудрствованиями "философов по профессии". А между тем, приведенный разговор взят из сочинения, вышедшего в 1801 году и написанного классическим представителем субъективного идеализма - Иоганом Готлибом Фихте.<<#40>><<*44>>
Ничего иного, кроме перефразировки субъективного идеализма, нет в разбираемом учении Маха и Авенариуса. Претензии их, будто они поднялись выше материализма и идеализма, устранили противоположность точки зрения, идущей от вещи к сознанию, и точки зрения обратной, - это пустая претензия подновленного фихтеанства. Фихте тоже воображает, будто он "неразрывно" связал "я" и "среду", сознание и вещь, будто он "решил" вопрос ссылкой на то, что человек не может выскочить из самого себя. Иными словами, повторен довод Беркли: я ощущаю только свои ощущения, я не имею права предполагать "объекты сами по себе" вне моего ощущения.