Adler. "Die Entdeckung der Weltelemente (Zu E. Machs 70. Geburtstag)", "Der Kampf",<<#34>> 1908, № 5 (Februar) (Фридрих В. Адлер. "Открытие элементов мира (К семидесятилетию Э. Маха)", "Борьба", 1908, № 5 (февраль). Ред.). Переведено в "The International Socialist Review",<<#35>> 1908, № 10 (April) ("Международное Социалистическое Обозрение", 1908, № 10 (апрель). Ред.). Одна статья этого Адлера переведена на русский язык в сборнике "Исторический материализм".
<<*26>> Мах в "Анализе ощущений": "Элементы обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того, что под этим названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы предпочитаем коротко говорить об элементах" (27-28).
<<*27>> "Противоположность между Я и миром, ощущением или явлением и вещью тогда исчезает, и все дело сводится лишь к соединению элементов" ("Ан. ощ.", с. 21).
<<*28>> Joseph Petzoldl. "Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd. I, Leipz., 1900, S. 113: "Элементами называются ощущения в обычном смысле простых, неразложимых далее восприятий" (Wahrnehmungen) (Иосиф Петцольдт. "Введение в философию чистого опыта", т. I, Лейпциг, 1900, стр. 113. Ред.).
<<*29>> В. Лесевич. "Что такое научная" (читай: модная, профессорская, эклектическая) "философия?", Спб., 1891, стр. 229 и 247.
<<*30>> Петцольдт. Bd. 2, Lpz., 1904, S. 329 (T. 2, Лейпциг, 1904, стр. 329. Ред.).
<<*31>> R. Avenarius. "Bemerkungen zum Begriff des Gegenstandes der Psychologie" в "Vierteljahrssehrift fur wissenschaftliche Philosophie",<<#36>> Bd. XVIII (1894) и XIX (1895) (P. Авенариус. "Замечания о понятии предмета психологии" в "Трехмесячнике Научной Философии", т. XVIII (1894) и XIX (1895). Ред.).
<<*32>> "Осн. эл. ист. взгл. на пр.", с, 216. Ср. вышеприведенные цитаты.
<<*33>> Oskar Ewald. "Richard Avenarius als Begrunder des Empiriokritizismus", Brl., 1905, S. 66 (Оскар Эвальд. "Рихард Авенариус как основатель эмпириокритицизма", Берлин, 1905, стр. 66. Ред.).
<<*34>> П. Юшкевич. "Материализм и критический реализм", Спб., 1908, стр. 15.
<<*35>> W. Wundt. "Uber naiven und kritischen Realismus" в "Philosophische Studien" 21, Bd. XIII, 1897, S. 334 (В. Вундт. "О наивном и критическом реализме" в "Философских Исследованиях", т. XIII, 1897, стр. 334. Ред.).
<<*36>> Предисловие к "Людвигу Фейербаху", помеченное февралем 1888-го года. Эти слова Энгельса относятся к немецкой профессорской философии вообще. Махисты, желающие быть марксистами, не умея вдуматься в значение и содержание этой мысли Энгельса, прячутся иногда за жалкую отговорку: "Энгельс еще не знал Маха" (Фриц Адлер в "Ист. мат.", с. 370). На чем основано это мнение? На том, что Энгельс не цитирует Маха и Авенариуса? Других оснований нет, а это основание негодное, ибо Энгельс никого из эклектиков не называет по имени, а не знать Авенариуса, с 1876 года издававшего трехмесячник "научной" философии, едва ли мог Энгельс.
<<*37>> Eduard von Hartmann. "Die Weltanschauung der modernen Physik", Lpz., 1902, S. 219 (Эдуард фон Гартман. "Мировоззрение современной физики", Лейпциг, 1902, стр. 219. Ред.).
<<*38>> J. Petzoldt. "Eint. 1. d. Ph. d. r. Erf.", Bd. I, S. 351, 352 ("Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd. I, S. 351, 352. - И. Петцольдт. "Введение в философию чистого опыта", т. I, стр. 351, 352. Ред.).
<<*39>> "Эмпириомонизм", кн. 1, изд. 2-е, с. 21.
<<*40>> Там же, стр. 93.
<<*41>> Fr. Carstanjen. "Der Empiriokritizismus, zugleich eine Erwiderung auf W. Wundt's Autsatze", "Vierteljahrsschr. t. wiss. Philos.", Jahrg. 22 (1898), SS. 71 и 213 ("Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie", Jahrg. 22 (1898), SS. 73 и 213. - Фр. Карстаньен. "Эмпириокритицизм, одновременно - ответ на статьи В. Вундта", "Трехмесячник Научной Философии", 22-й год изд. (1898), стр. 73 и 213. Ред.).
<<*42>> - "Bemerkungen zum Begriff des Gegenstandes der Psychologie" - "Заметки о предмете психологии". Ред.
<<*43>> - "Человеческое понятие о мире". Ред.
<<*44>> Johann Gottlieb Fichte.