Ф. Энгельс. "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1939, стр. 5.
<<#40>> Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ; не признавал кантовскую "вещь в себе"; основа его философии - деятельность безличного всеобщего самосознания, "Я", постигающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я".
<<#41>> Шуппе, Вильгельм (1838-1913) - немецкий философ, глава имманентной школы; признавал лишь бытие, познанное в непосредственном опыте.
Ремке, Йоханнес (1848-1930) - немецкий философ; полагал, что познаваемая реальность не является независимой от познающего сознания.
Леклер, Антон (1848-?) - австрийский философ.
Шуберт-Зольден, Рихард (1852-?) - немецкий философ, представитель имманентной школы.
<<#42>> "Mind" ("Мысль") - журнал идеалистического направления, посвященный вопросам философии и психологии; издается в Лондоне с 1876 года.
<<#43>> Струве, Петр Бернгардович (1870-1944) - бывший "легальный марксист", один из основателей кадетской партии, монархист, контрреволюционер (член "особого совещания" при Деникине, министр при Врангеле). С 1920 г. - в эмиграции.
Меньшиков, М. О. (1859-?) - публицист, сотрудник реакционной газеты "Новое Время". Ленин называет его "верным сторожевым псом царской черной сотни".
<<#44>> Как видно из письма Ленина А. И. Елизаровой от 19 декабря (н. ст.) 1908 года, первоначальное выражение в тексте книги: "Луначарский даже "примыслил" себе боженьку" было смягчено во избежание цензурных репрессий. В этой связи Ленин пишет: "Примыслил боженьку - придется заменить: "примыслил" себе... ну, скажем мягко, религиозные понятия, или в этом роде" (см. В. И. Ленин. Письма к родным, 1934, стр. 326)..
<<#45>> Гайм, Рудольф (1821-1901) - немецкий историк литературы, автор ряда монографий, посвященных крупнейшим течениям в немецкой литературе и философии.
<<#46>> См. Ф. Энгельс. "Анти-Дюринг", 1945, стр. 34.
<<#47>> См. Ф. Энгельс. "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1939, стр. 20, 10. - 75.
<<#48>> Ленин имеет в виду литературный образ, данный И. С. Тургеневым в стихотворении в прозе "Житейское правило" (см. И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе", 1931, стр. 24-25).
<<#49>> Клейнпетер, Ганс (1869-?) - австрийский философ.
<<#50>> "Archiv fur systematische Philosophie" ("Архив Систематической Философии") - журнал идеалистического направления; являлся отделом журнала "Archiv fur Philosophie" ("Архив Философии"). Выходил в Берлине с 1895 по 1931 год самостоятельным изданием. В журнале помещались статьи неокантианцев и махистов на немецком, французском, английском и итальянском языках.
<<#51>> "Kantstudien" ("Кантианские Исследования") - немецкий философский журнал, орган идеалистов-неокантианцев; издавался с 1897 по 1937 год. В журнале принимали участие также представители других идеалистических направлений.
<<#52>> Иерузалем, Вильгельм (1854-1925) - профессор философии в Вене, в России был известен как автор учебников "Введение в философию" и "Учебник психологии".
<<#53>> Лодж, Оливер Джозеф (1851-?) - английский физик, известен как популяризатор; с начала 1900-х стал заниматься спиритизмом.
<<#54>> "Nature" ("Природа") - еженедельный естественнонаучный журнал, орган английских естествоиспытателей; издается в Лондоне с 1869 года.
<<#55>> Больцман, Людвиг (1844-1906) - австрийский физик; обосновал второе начало термодинамики, вывел один из законов теплового излучения, основное кинетическое уравнение газов и функцию распределения, названную его именем.
В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм
ГЛАВА II
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. II
1. "ВЕЩЬ В СЕБЕ", ИЛИ В. ЧЕРНОВ ОПРОВЕРГАЕТ ФР. ЭНГЕЛЬСА
О "вещи в себе" нашими махистами написано столько, что если бы это собрать вместе, то получились бы целые вороха печатной бумаги. "Вещь в себе" - настоящая bete noire <<*74>> Богданова и Валентинова, Базарова и Чернова,<<#56>> Бермана и Юшкевича. Нет таких "крепких" слов, которых бы они не посылали по ее адресу, нет таких насмешек, которыми бы они не осыпали ее.