- Какая низость! Какое нарушение доброго обычая изо всех сил ругать материализм в научном смысле с кафедры философии и с кафедры теологии, с тем, чтобы за табльдотом практиковать материализм в самом грубом смысле" (195). И Фейербах восклицает, что приравнивать субъективное ощущение к объективному миру "значит приравнивать поллюцию к деторождению" (198).
Замечание не из очень вежливых, но оно попадает не в бровь, а в глаз тем философам, которые учат, что чувственное представление и есть вне нас существующая действительность.
Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, - то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения. Например, Богданов соглашается признать за теорией денежного обращения Маркса объективную истинность только "для нашего времени", называя "догматизмом" приписывание этой теории "над-исторически-объективной" истинности ("Эмпириомонизм", книга III, с. VII). Это опять путаница. Соответствия этой теории с практикой не могут изменить никакие будущие обстоятельства по той же простой причине, по которой вечна истина, что Наполеон умер 5-го мая 1821 года. Но так как критерий практики, - т. е. ход развития всех капиталистических стран за последние десятилетия, - доказывает только объективную истину всей общественно-экономической теории Маркса вообще, а не той или иной части, формулировки и т. п., то ясно, что толковать здесь о "догматизме" марксистов, значит делать непростительную уступку буржуазной экономии. Единственный вывод из того, разделяемого марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, состоит в следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем придти ни к чему, кроме путаницы и лжи.
<<*74>> Буквально: черный зверь; страшилище, предмет ненависти. Ред.
<<*75>> Fr. Engels. "L. Feuerbach" etc. (Фр. Энгельс. "Л. Фейербах" и т. д. Ред.), 4-е нем. изд., S. 15. Русск. пер., женевское изд. 1905 г., с. 12-13. Г. В. Чернов переводит Spiegelbild - "зеркальное отражение", обвиняя Плеханова в том, что он передает теорию Энгельса "в значительно ослабленном виде": говорит-де по-русски просто об "отражении", не о "зеркальном". Это - придирка; Spiegelbild употребляется по-немецки и просто в смысле Abbild (отражение, отображение, образ. Ред.).
<<*76>> "Аграрный вопрос" В. Ильина, ч. 1, Спб., 1908, стр. 195 (см. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 5, стр. 134. Ред.).
<<*77>> - посюсторонность. Ред.
<<*78>> Albert Levy. "La philosophie de Feuerbach et son influence sur la litterature allemande", Paris, 1904 (Альберт Леви. "Философия Фейербаха и ее влияние на немецкую литературу", Париж, 1904. Ред.), рр. 249-338 - влияние Фейербаха на Маркса; рр. 290-298 - разбор "тезисов".
<<*79>> Предисловие к английскому переводу "Развитие социализма из утопии в науку", переведенное самим Энгельсом на немецкий язык в "Neue Zeit", XI, 1 (1892-1893, № l), S. 15 и сл. Русский перевод - если я не ошибаюсь, единственный - в сборнике: "Исторический материализм", стр. 162 и след. Цитата приводится Базаровым в "Очерках "по" философии марксизма", стр. 64.
<<*80>> - Собрание сочинений, т. X, 1866, стр. 185. Ред.
<<*81>> - Сочинения, т. VII, Штутгарт, 1903, стр. 516. Ред.
<<*82>> "Мелкие философские работы".