е. к "стыдливому" и недодуманному до конца материализму, автор посвящает свой труд защите и истолкованию основных посылок физики и химии. Защита эта превращается, естественно, в борьбу с модным, но вызывающим все больший отпор, махистским (ср. S. 91 и др.) направлением в физике. Правильно характеризует Э. Бехер это направление, как "субъективистский позитивизм" (S. III), и сводит центр тяжести борьбы с ним к доказательству "гипотезы" внешнего мира (гл. II - VII), к доказательству его "существования независимо от человеческих восприятий" (von Wahrgenominenwerden unabhangige Existenz). Отрицание этой "гипотезы" махистами зачастую приводит их к солипсизму (S. 78-82 и др.). "Взгляд Маха, что единственным предметом естествознания являются "ощущения и их комплексы, а не внешний мир" (S. 138), Бехер называет "монизмом ощущений" (Empfindungsmonismus) и относит к числу "чисто консциенционалистических направлений". Этот "неуклюжий и нелепый термин построен из латинского conscientia, сознание, и означает не что иное, как философский идеализм (ср. S. 156). В двух последних главах книги Э. Бехер недурно сопоставляет старую, механическую, и новую, электрическую, теорию материи и картину мира ("кинетико-эластическое", как выражается автор, и "кинетико-электрическое" понимание природы). Последняя теория, основанная на учении об электронах, есть шаг вперед в познании единства мира; для нее "элементы материального мира суть электрические заряды" (Ladungen) (S. 223). "Всякое чисто кинетическое понимание природы не знает ничего иного, кроме некоторого числа движущихся вещей, называются ли они электронами или как-либо иначе; состояние движения этих вещей в каждый следующий момент времени определяется совершенно закономерно положением и состоянием движения их в предшествующий момент времени" (225). Основной недостаток книги Э. Бехера - абсолютное незнакомство автора с диалектическим материализмом. Это незнакомство часто приводит его к путанице и нелепостям, останавливаться на которых здесь невозможно.
<<*204>> - Жорж Сорель. "Метафизические предрассудки современных физиков", Париж, 1907, стр. 77,80, 81. Ред.
<<*205>> "Примиритель" А. Рей не только набросил флер на постановку вопроса философским материализмом, но обошел также и наиболее ярко выраженные материалистические заявления французских физиков. Он не упомянул, например, об Альфреде Корню (A. Cornu), умершем в 1902 году. Этот физик встретил оствальдовское "разрушение (или преодоление, Uberwindung) научного материализма" презрительным замечанием о претенциозном фельетонном трактовании вопроса (см. "Revue generale des sciences", 1805, p. 1030-1031). ("Всеобщее Научное Обозрение", 1895, стр. 1030-1031. Ред.). На международном конгрессе физиков в Париже в 1900 году А. Корню сказал: "...Чем больше мы познаем явления природы, тем больше развивается и точнее становится смелое картезианское воззрение на механизм мира: в физическом мире нет ничего, кроме материи и движения. Проблема единства физических сил... снова выдвигается на первый план после великих открытий, ознаменовавших конец XIX века. Главное внимание наших современных вождей науки - Фарадея, Максвелла, Герца (если говорить только об умерших уже знаменитых физиках) - устремлено на то, чтобы точнее определить природу и отгадать свойства невесомой материи (matiere subtile), носителя мировой энергии... Возвращение к картезианским идеям очевидно..." ("Rapports presentes au Congres International de Physique", P., 1900, t. 4-me, p. 7). ("Доклады, представленные международному физическому конгрессу", Париж, 1900, т. 4, стр. 7. Ред.) Люсьен Пуанкаре в своей книге о "Современной физике" справедливо отмечает, что эта картезианская идея была воспринята и развита энциклопедистами XVIII века (Lucien Poincare. "La physique moderne", Р., 1906, p. 14), но ни этот физик, ни А. Корню не знают о том, как диалектические материалисты Маркс и Энгельс очистили эту основную посылку материализма от односторонностей механического материализма.
<<*206>> Johannes Rehmke.