"Универсальный закон" Суворова - такая же бессодержательная, напыщенная фраза, как и универсальные законы Дюринга. Попробуйте применить этот закон к первой из трех указанных автором областей: к неорганическому развитию. Вы увидите, что никакой "экономии сил", помимо закона сохранения и превращения энергии, сюда применить и притом "универсально" применить вам не удастся. А закон "сохранения энергии" автор уже выделил прочь, уже упомянул раньше (с. 292), как особый закон.<<*214>> Что же осталось помимо этого закона в области неорганического развития? Где те дополнения, или усложнения, или новые открытия, или новые факты, которые позволили автору видоизменить ("усовершенствовать") закон сохранения и превращения энергии в закон "экономии сил"? Никаких таких фактов или открытий нет, и Суворов не заикнулся даже об них. Он просто - для ради важности, как говорил тургеневский Базаров, - размахнулся пером и махнул новый "универсальный закон" "реально-монистической философии" (с. 292). Знай наших! Чем мы хуже Дюринга?
Возьмите вторую область развития - биологическую. Универсален ли здесь, при развитии организмов путем борьбы за существование и подбора, закон экономии сил или "закон" расхищения сил? Не беда! Для "реально-монистической философии" можно понимать "смысл" универсального закона в одной области так, а в другой иначе, например, как развитие высших организмов из низших. Нужды нет, что универсальный закон становится от этого пустой фразой, - зато соблюден принцип "монизма". А для третьей области (социальной) можно в третьем смысле понимать "универсальный закон", как развитие производительных сил. На то и "универсальный закон", чтобы под него можно было подвести, что угодно.
"Хотя общественная наука еще и молода, - она уже имеет и прочный базис и законченные обобщения; в XIX столетии она развилась до теоретической высоты, - и это составляет главную заслугу Маркса. Он возвел социальную науку до степени социальной теории..." Энгельс сказал, что Маркс превратил социализм из утопии в науку, но Суворову этого мало. Будет покрепче, если мы еще от науки (а была социальная наука до Маркса?) отличим теорию, - не беда, что различение выйдет бессмысленное!
"...установив основной закон социальной динамики, в силу которого эволюция производительных сил является определяющим началом всего хозяйственного и общественного развития. Но развитие производительных сил соответствует росту производительности труда, относительному понижению траты и повышению накопления энергии"... (видите, как плодотворна "реально-монистическая философия": дано новое, энергетическое обоснование марксизма!)... "это - принцип экономический. Таким образом Маркс в основу социальной теории положил принцип экономии сил"...
Это "таким образом" поистине бесподобно! Так как у Маркса есть политическая экономия, то по этому случаю давайте жевать слово "экономия", называя продукты жвачки "реально-монистической философией"!
Нет, Маркс не клал в основу своей теории никакого принципа экономии сил. Это пустяки, придуманные людьми, которым не дают спать лавры Евгения Дюринга. Маркс дал совершенно точное определение понятию рост производительных сил и изучал конкретный процесс этого роста. А Суворов придумал новое словечко для обозначения анализированного Марксом понятия и придумал очень неудачно, только запутав дело. Ибо, что значит "экономия сил", как ее смерить, как это понятие применять, какие точные и определенные факты сюда подходят - этого Суворов не объяснил, и нельзя этого объяснить, ибо это - путаница. Слушайте дальше:
"...Этот закон социальной экономии является не только принципом внутреннего единства социальной науки" (вы понимаете тут что-нибудь, читатель?), "но и связующим звеном между социальной теорией и всеобщей теорией бытия" (294).
Так. Так. "Всеобщая теория бытия" вновь открыта С. Суворовым после того, как ее много раз открывали в самых различных формах многочисленные представители философской схоластики. Поздравляем русских махистов с новой "всеобщей теорией бытия"! Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!
Какое изложение теории Маркса получается у нашего представителя реалистической или реально-монистической философии, видно из такого примера.