Чернышевский - единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма и отбросить жалкий вздор неокантианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников. Но Чернышевский не сумел, вернее: не мог, в силу отсталости русской жизни, подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса.
<<*211>> "Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie", 1895, XIX том. F. Blei. "Die Metaphysik in der Nationalokonomie", SS. 378-390 ("Трехмесячник Научной Философии", 1895, XIX том. Ф. Блей. "Метафизика в политической экономии", стр. 378-390. Ред.).
<<*212>> В том же духе Мах высказывается за чиновничий социализм Поппера и Менгера, обеспечивающий "свободу индивидуума", тогда как-де "невыгодно отличающееся" от этого социализма учение социал-демократов грозит "рабством еще более всеобщим и более тяжелым, чем в монархическом или олигархическом государстве". См. "Erk. u. Irrtum", 2. Aufl., 1906, SS. 80-81 ("Erkenntnis und Irrtum", 2. Aufl., 1906, SS. 80-81 - "Познание в заблуждение", 2 изд„ 1906, стр. 80-81. Ред.).
<<*213>> - "Das menschliche Gluck und die soziale Frage", S. 293 и 295-296 - "Человеческое счастье и социальный вопрос", стр. 293 и 295-296. Ред.
<<*214>> Характерно, что открытие закона сохранения и превращения энергии Суворов называет "установлением основных положений энергетики" (292). Слыхал ли наш "реалист", желающий быть марксистом, что и вульгарные материалисты Бюхнер и К° и диалектический материалист Энгельс считали этот закон установлением основных положений материализма? Подумал ли наш "реалист", что значит эта разница? О, нет, он просто перенял моду, повторил Оствальда, и все тут. В том-то и беда, что подобные "реалисты" пасуют перед модой, тогда как Энгельс, например, усвоил новый для него термин энергия и стал употреблять его в 1885 г. (пред. ко 2-му изд. "Анти-Дюринга") и в 1888 г. ("Л. Фейербах"), но употреблять наравне с понятиями "сила" и "движение", вперемежку с ними, Энгельс сумел обогатить свой материализм, усвоив новую терминологию. "Реалисты" и прочие путаники, схватив новый термин, не заметили разницы между материализмом и энергетикой!
<<*215>> Karl Grun. "Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass, sowie in seiner philosophischen Charakterentwichlung", L Bd., Lpz., 1874, S. 361 (Карл Грюн. "Людвиг Фейербах в своей переписке и литературном наследстве, а также в своем философском развитии", т. I, Лейпциг, 1874, стр. 361. Ред.).
<<*216>> Про позитивиста Бизли (Beesley) Маркс говорит в письме от 13 дек. 1870 г.: "как последователь Конта, он не может не выкидывать всяких вывертов" (crotchats).<<#106>> Сравните с этим оценку Энгельсом в 1892 г. позитивистов a la Гексли.<<#107>>
<<*217>> И здесь неловкое, неточное выражение: вместо "метафизики" надо было сказать "идеалисты". И. Дицген сам противополагает в других местах метафизиков диалектикам.
<<*218>> Заметьте, что И. Дицген уже поправился и объяснил точнее, какова партия врагов материализма.
<<*219>> См. статью: "Социал-демократическая философия", написанную в 1876 году. "Kleinere philosophischen Schriften", 1903, S. 135 ("Мелкие философские работы", 1903, стр. 135. Ред.).
<<*220>> Вот еще пример того, как широко распространенные течения реакционной буржуазной философии на деле используют махизм. Едва ли не "последней модой" самоновейшей американской философии является "прагматизм" (от греческого pragma - дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику, ссылается на позитивистское течение вообще, опирается специально на Оствальда, Маха, Пирсона, Пуанкаре, Дюгема, на то, что наука не есть "абсолютная копия реальности", и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта (ср.