William James, "Pragmatism. A new name for some old ways of thinking", N. Y. and L., 1907, p. 57 и 106 особ.) (ср. Уильям Джемс. "Прагматизм. Новое название для некоторых старых путей мышления", Нью-Йорк и Лондон, 1907, стр. 57 и 106 особ. Ред.). Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритицизмом и эмпириомонизмом. Сравните хотя бы богдановское и прагматистское определение истины: "истина для прагматиста есть родовое понятие для всяческого рода определенных рабочих ценностей (working-values) в опыте" (ib., p. 68).
<<*221>> "Очерки", с. 157, 159. В "Заграничной Газете"<<#109>> тот же автор говорит о "научном социализме в его религиозном значении" (№ 3, с. 5), а в "Образовании",<<#110>> 1908, № 1, стр. 164, он прямо пишет: "Давно зреет во мне новая религия"...
<<*222>> - "Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung" - "Введение в философию чистого опыта". Ред.
<<*223>> §§ 79, 114 и др.
<<*224>> - "Erkenntnis und Irrtum", 2 изд., S. 4 - "Познание и заблуждение", 2 изд., стр. 4. Ред.
<<*225>> - "Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd. I, S. 343 - "Введение в философию чистого опыта", т. I, стр. 343. Ред.
<<*226>> - "Gegen die Schulweisheit", S. 158 - "Против школьной мудрости", стр. 158. Ред.
<<*227>> - "Der Realismus der modernen Naturwissenschaft im Lichte der von Berkeley und Kant angebahnten Erkenntniskritik" - "Реализм современного естествознания в свете беркли-кантианской критики познания". Ред.
<<*228>> - "Grundlagen einer Erkenntnistheorie", 1884 - "Основы теории познания", 1884. Ред.
<<*229>> - "Philosophie und Kanttanismus", 1882, S. 17 - "Философия и кантианство", 1882, стр. 17. Ред.
<<*230>> О. D. Chwolson. "Hegel, Haeckel, Kossuth und das zwolfte Gebot", 1906. Ср. S. 80 (О. Д. Хвольсон. "Гегель, Геккель, Кошут и двенадцатая заповедь", 1906. Ср. стр. 80. Ред.).
<<*231>> Брошюрка Генриха Шмидта "Борьба из-за "Мировых загадок"" (Bonn, 1900) дает недурную картину похода профессоров философии и теологии против Геккеля. Но эта брошюра уже успела сильно устареть в настоящее время.
<<*232>> Трагический элемент внесен был покушением на жизнь Геккеля весной текущего (1908) года. После ряда анонимных писем, приветствовавших Геккеля терминами вроде: "собака", "безбожник", "обезьяна" и т. п., некий истинно-немецкий человек запустил в кабинет Геккеля в Иене камень весьма внушительных размеров.
<<*233>> Пользуюсь французским переводом: "Les merveilles de la vie", Paris, Schleicher. Tabl. I et XVI ("Чудеса жизни", Париж, Шлейхер. Таблицы I и XVI. Ред.).
<<*234>> - "Gegen die Schulweisheit", S. 128 - "Против школьной мудрости", стр. 128. Ред.
<<*235>> Плеханов в своих замечаниях против махизма не столько заботился об опровержении Маха, сколько о нанесении фракционного ущерба большевизму. За это мелкое и мизерное использование коренных теоретических разногласий он уже поделом наказан - двумя книжками меньшевиков-махистов.<<#111>>
<<*236>> Fr. Mehring. "Die Weltratsel", "N. Z.", 1899-1900, 18, l, 418 (Фр. Меринг. "Мировые загадки", "Новое Время", 1899-1900, 18, l, 418. Ред.).
<<*237>> Там же, стр. 419.
<<#100>> "Русское Богатство" - ежемесячный журнал; выходил в Петербурге с 1876 года до середины 1918 года. С начала 90-х годов журнал стал органом либеральных народников, редактировался С. Н. Кривенко и Н. К. Михайловским. Журнал проповедовал примирение с царским правительством и отказ от всякой революционной борьбы с ним, вел ожесточенную борьбу против марксизма и русских марксистов.
<<#101>> Слова "wer den Feind...", представляющие перефразировку двустишия Гете, взяты Лениным из романа И. С. Тургенева "Новь" (см. И. С. Тургенев. Сочинения, т. IX, 1930, стр. 183).
<<#102>> "Zur Kritik" - начало названия книги К. Маркса "Zur Kritik der politischen Oekonomie" (1859 г.) - "К критике политической экономии" (см. К. Маркс. "К критике политической экономии", 1939, стр. 5-8).
<<#103>> См.