письмо Маркса Кугельману от 27 июня 1870 года (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1947, стр. 239).
<<#104>> См. письмо Маркса к Фейербаху от 20 октября 1843 года (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. I, 1938, стр. 511-512).
<<#105>> "Deutsch-Franzosische Jahrbuchern ("Немецко-Французский Ежегодник") - журнал, издававшийся в 1844 году в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге. Вышел один (двойной) номер.
<<#106>> См. письмо Маркса Кугельману от 13 декабря 1870 года (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1947, стр. 251).
<<#107>> См. Ф. Энгельс. "Развитие социализма от утопии к науке", 1940, стр. 18-21 (Введение к английскому изданию).
<<#108>> К указанным годам относятся следующие работы Энгельса: "Анти-Дюринг" (1878 г.), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1888 г.) и "Об историческом материализме" (1892 г.).
<<#109>> "Заграничная Газета" - еженедельная газета на русском языке; издавалась группой русских эмигрантов в Женеве с 16 марта по 13 апреля (н. ст.) 1908 года. В газете принимали участие Богданов, Луначарский и другие отзовисты.
<<#110>> "Образование" - ежемесячный литературный, научно-популярный и общественно-политический журнал; выходил в Петербурге с 1892 по 1909 год. В 1902-1908 годах в журнале сотрудничали марксисты.
<<#111>> Ленин имеет в виду две книжки меньшевиков-махистов, вышедшие в 1908 году: 1) Н. Валентинов. "Философские построения марксизма" и 2) П. Юшкевич. "Материализм и критический реализм".
<<#112>> Рукопись "Добавление к § 1-му главы IV. С какой стороны подходил Н. Г. Чернышевский к критике кантианства?" была послана Лениным А. И. Елизаровой во второй половине марта 1909 года, когда книга была уже в печати. "Посылаю добавление, - писал Ленин А. И. Елизаровой 23 или 24 марта (н. ст.) 1909 года. - Задерживать из-за него не стоит. Но если время есть, пусти в самом конце книги, после заключения, особым шрифтом, петитом, например. Я считаю крайне важным противопоставить махистам Чернышевского".
В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм
ГЛАВА VI
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Русские махисты, как мы уже видели, разделяются на два лагеря: г. В. Чернов и сотрудники "Русского Богатства" <<#100>> - цельные и последовательные противники диалектического материализма и в философии и в истории. Другая, наиболее интересующая нас здесь, компания махистов желает быть марксистами и старается всячески уверить читателей, что махизм совместим с историческим материализмом Маркса и Энгельса. Правда, эти уверения большей частью только уверениями и остаются: ни один махист, желающий быть марксистом, не сделал ни малейшей попытки сколько-нибудь систематически изложить действительные тенденции основоположников эмпириокритицизма в области общественных наук. Мы остановимся вкратце на этом вопросе и возьмем сначала имеющиеся в литературе заявления немецких эмпириокритиков, а потом их русских учеников.
1. ЭКСКУРСИИ НЕМЕЦКИХ ЭМПИРИОКРИТИКОВ В ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
В 1895 году, еще при жизни Р. Авенариуса, в издаваемом им философском журнале была помещена статья его ученика, Ф. Блея: "Метафизика в политической экономии".<<*211>> Все учителя эмпириокритицизма воюют с "метафизикой" не только открытого, сознательного философского материализма, но и естествознания, стихийно
стоящего на точке зрения материалистической теории познания. Ученик предпринимает войну с метафизикой в политической экономии. Война эта направлена против самых различных школ в политической экономии, но нас интересует исключительно характер эмпириокритической аргументации против школы Маркса и Энгельса.
"Цель настоящего исследования, - пишет Ф. Блей, - показать, что вся современная политическая экономия оперирует с метафизическими предпосылками при объяснении явлений хозяйственной жизни: она "выводит" "законы" хозяйства из его "природы", и человек выступает лишь как нечто случайное по отношению к этим "законам"... Всеми своими современными теориями политическая экономия стоит на метафизической почве, все ее теории небиологичны и поэтому ненаучны и не имеют никакой ценности для познания...