А наши махисты все увязли в идеализме, т. е. ослабленном, утонченном фидеизме, увязли с того самого момента, как взяли "ощущение" не в качестве образа внешнего мира, а в качестве особого "элемента". Ничье ощущение, ничья психика, ничей дух, ничья воля, - к этому неизбежно скатиться, если не признавать материалистической теории отражения сознанием человека объективно-реального внешнего мира.
5. ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ И ЭРНСТ МАХ
Посмотрите на отношение махизма, как философского течения, к естествознанию. Весь махизм борется с начала и до конца с "метафизикой" естествознания, называя этим именем естественно-исторический материализм, т. е. стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием. И этот факт облыжно замалчивают наши махисты, затушевывая или запутывая неразрывную связь стихийного материализма естественников с философским материализмом как направлением, давным-давно известным и сотни раз подтвержденным Марксом и Энгельсом.
Возьмите Авенариуса. Уже в 1-м своем сочинении: "Философия, как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил", вышедшем в 1876 году, он воюет с метафизикой естествознания,<<*223>> т. е. с естественно-историческим материализмом, и воюет, как сам он признал в 1891 г. (не "исправив" своих взглядов, однако!) с точки зрения теоретико-познавательного идеализма.
Возьмите Маха. Он неизменно, с 1872 г., или еще даже раньше, и до 1906 г. воюет с метафизикой естествознания, причем, однако, имеет добросовестность признаться, что за ним и с ним идет "целый ряд философов" (имманенты в том числе), но "очень немногие естествоиспытатели" ("Анализ ощущений", с. 9). В 1906 г. Мах тоже признается добросовестно, что "большинство естествоиспытателей держится материализма" ("Erk. u. Irrtum", 2 изд., S. 4<<*224>>).
Возьмите Петцольдта. В 1900 году он провозглашает, что "естественные науки насквозь (ganz und gar) пропитаны метафизикой". "Их опыт должен быть еще очищен" ("Einf. i. d. Ph. d. r. Erf.", Bd. I, S. 343<<*225>>). Мы знаем, что Авенариус и Петцольдт "очищают" опыт от всякого признания объективной реальности, данной нам в ощущении. В 1904 году Петцольдт заявляет, что "механическое миросозерцание современного естествоиспытателя не лучше по существу, чем миросозерцание древних индийцев". "Совершенно все равно, держится ли мир на сказочном слоне или на молекулах и атомах, если мыслить их себе в гносеологическом отношении реальными, а не только для метафоры (bloss bildlich) употребляемыми" (понятиями). (Bd. II, S. 176).
Возьмите Вилли - единственный настолько порядочный человек среди махистов, что он стыдится родства с имманентами, - и он заявляет в 1905 году... "И естественные науки в конце концов представляются во многих отношениях таким авторитетом, от которого мы должны избавиться" ("Geg. d. Schulweisheit", S. 158<<*226>>).
Ведь это все - сплошной обскурантизм, самая отъявленная реакционность. Считать атомы, молекулы; электроны и т. д. приблизительно верным отражением в нашей голове объективно реального движения материи, это все равно, что верить в слона, который держит на себе мир! Понятно, что за подобного обскуранта, наряженного в шутовской костюм модного позитивиста, ухватились обеими руками имманенты. Нет ни одного имманента, который бы с пеной у рта не накидывался на "метафизику" естествознания, на "материализм" естествоиспытателей именно за это признание естествоиспытателями объективной реальности материи (и ее частиц), времени, пространства, закономерности природы и т. д. и т. п. Задолго до новых открытий в физике, создавших "физический идеализм", Леклер боролся, опираясь на Маха, с "материалистическим преобладающим направлением (Grundzug) современного естествознания" (заглавие § 6 в "Der Realismus u. s. w.",<<*227>> 1879), Шуберт-Зольдерн воевал с метафизикой естествознания (заглавие II главы в "Grdl. einer Erkenntnistheorie", 1884<<*228>>), Ремке сражал естественно-исторический "материализм", эту "метафизику улицы" ("Phil.