В том-то и беда, что подобные "реалисты" пасуют перед модой, тогда как Энгельс, например, усвоил новый для него термин энергия и стал употреблять его в 1885 г. (пред. ко 2-му изд. "Анти-Дюринга") и в 1888 г. ("Л. Фейербах"), но употреблять наравне с понятиями "сила" и "движение", вперемежку с ними, Энгельс сумел обогатить свой материализм, усвоив новую терминологию. "Реалисты" и прочие путаники, схватив новый термин, не заметили разницы между материализмом и энергетикой!
<<*215>> Karl Grun. "Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass, sowie in seiner philosophischen Charakterentwichlung", L Bd., Lpz., 1874, S. 361 (Карл Грюн. "Людвиг Фейербах в своей переписке и литературном наследстве, а также в своем философском развитии", т. I, Лейпциг, 1874, стр. 361. Ред.).
<<*216>> Про позитивиста Бизли (Beesley) Маркс говорит в письме от 13 дек. 1870 г.: "как последователь Конта, он не может не выкидывать всяких вывертов" (crotchats).<<#106>> Сравните с этим оценку Энгельсом в 1892 г. позитивистов a la Гексли.<<#107>>
<<*217>> И здесь неловкое, неточное выражение: вместо "метафизики" надо было сказать "идеалисты". И. Дицген сам противополагает в других местах метафизиков диалектикам.
<<*218>> Заметьте, что И. Дицген уже поправился и объяснил точнее, какова партия врагов материализма.
<<*219>> См. статью: "Социал-демократическая философия", написанную в 1876 году. "Kleinere philosophischen Schriften", 1903, S. 135 ("Мелкие философские работы", 1903, стр. 135. Ред.).
<<*220>> Вот еще пример того, как широко распространенные течения реакционной буржуазной философии на деле используют махизм. Едва ли не "последней модой" самоновейшей американской философии является "прагматизм" (от греческого pragma - дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику, ссылается на позитивистское течение вообще, опирается специально на Оствальда, Маха, Пирсона, Пуанкаре, Дюгема, на то, что наука не есть "абсолютная копия реальности", и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта (ср. William James, "Pragmatism. A new name for some old ways of thinking", N. Y. and L., 1907, p. 57 и 106 особ.) (ср. Уильям Джемс. "Прагматизм. Новое название для некоторых старых путей мышления", Нью-Йорк и Лондон, 1907, стр. 57 и 106 особ. Ред.). Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритицизмом и эмпириомонизмом. Сравните хотя бы богдановское и прагматистское определение истины: "истина для прагматиста есть родовое понятие для всяческого рода определенных рабочих ценностей (working-values) в опыте" (ib., p. 68).
<<*221>> "Очерки", с. 157, 159. В "Заграничной Газете"<<#109>> тот же автор говорит о "научном социализме в его религиозном значении" (№ 3, с. 5), а в "Образовании",<<#110>> 1908, № 1, стр. 164, он прямо пишет: "Давно зреет во мне новая религия"...
<<*222>> - "Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung" - "Введение в философию чистого опыта". Ред.
<<*223>> §§ 79, 114 и др.
<<*224>> - "Erkenntnis und Irrtum", 2 изд., S. 4 - "Познание и заблуждение", 2 изд., стр. 4. Ред.
<<*225>> - "Einfuhrung in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd. I, S. 343 - "Введение в философию чистого опыта", т. I, стр. 343. Ред.
<<*226>> - "Gegen die Schulweisheit", S. 158 - "Против школьной мудрости", стр. 158. Ред.
<<*227>> - "Der Realismus der modernen Naturwissenschaft im Lichte der von Berkeley und Kant angebahnten Erkenntniskritik" - "Реализм современного естествознания в свете беркли-кантианской критики познания". Ред.
<<*228>> - "Grundlagen einer Erkenntnistheorie", 1884 - "Основы теории познания", 1884. Ред.
<<*229>> - "Philosophie und Kanttanismus", 1882, S.