"Philosophie und Kantianismus", Eisenach, 1882, S. 15 и след. (Иоган Ремке. "Философия и кантианство", Эйзенах, 1882, стр. 15 и след. Ред.).
<<*206>> А. Ланге, "История материализма", 5 изд., 1896, т. II, стр. XLIX. Ред.
<<*207>> Р. Duhem. "La theorie physique, son objet et sa structure", Paris, 1986 (П. Дюгем. "Теория физики, ее предмет и строение", Париж, 1906. Ред.).
<<*208>> J. В. Stallo. "The Concepts and Theories of Modern Physics", Lond., 1882. Есть французский и немецкий переводы.
<<*209>> "Замечание переводчика" к немецкому переводу книги Дюгема, Lpz., 1008, J. Barth.
<<*210>> Знаменитый химик Уильям Рамсэй говорит: "Меня часто спрашивали: разве электричество не есть вибрация? Как же можно объяснить беспроволочный телеграф передвижением маленьких частиц или телец (корпускул)? - Ответ на это состоит в следующем; электричество есть вещь; оно есть (курсив Рамсэя) эти маленькие тельца, но когда эти тельца отлетают от какого-либо объекта, то по эфиру распространяется волна, подобная волне световой, и эта волна утилизуется для беспроволочного телеграфа" (William Ramsay. "Essays, Biographical and Chemical", Lond., 1908, p. 126) (Уильям Рамсэй. "Очерки биографические и химические", Лондон, 1908, стр. 126. Ред.). Рассказав о превращении радия в гелий, Рамсэй замечает: "По крайней мере, один так называемый элемент не может уже теперь быть рассматриваем, как последняя материя; сам он превращается в более простую форму материи" (р. 160). "Почти несомненно, что отрицательное электричество есть особая форма материи; а положительное электричество есть материя, лишенная отрицательного электричества, т. е. есть материя минус эта электрическая материя" (176). "Что такое электричество? Прежде думали, что есть два рода электричества: положительное и отрицательное. В те времена нельзя было ответить на поставленный вопрос. Но новейшие исследования делают вероятным, что то, что привыкли называть отрицательным электричеством, есть на самом деле (really) субстанция. В самом деле, относительный вес его частиц измерен; эта частица равняется, приблизительно, одной семисотой доле массы атома водорода... Атомы электричества называются электронами" (196). Если бы наши махисты, пишущие книги и статьи на философские темы, умели думать, то они поняли бы, что выражение: "материя исчезает", "материя сводится к электричеству" и т. п., есть лишь гносеологически-беспомощное выражение той истины, что удается открыть новые формы материи, новые формы материального движения, свести старые формы к этим новым и т. д.
<<#95>> См. Ф. Энгельс. "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1939, стр. 21.
<<#96>> См. Ф. Энгельс. "Анти-Дюринг", 1945, стр. 57.
<<#97>> "Аппeе Psychologique" ("Психологический Ежегодник") - орган группы французских психологов-идеалистов; выходит в Париже с 1894 года.
<<#98>> "Revue generale des Sciences pures et appliquees" ("Всеобщее Обозрение Теоретических и Прикладных Наук") - французский журнал, выходивший в Париже с 1890 по 1940 год.
<<#99>> "Вопросы Философии и Психологии" - журнал идеалистического направления; издавался с 1889 года; с 1894 года - Московским психологическим обществом. В журнале принимали участие "легальные марксисты" П. Б. Струве и С. Н. Булгаков, а в годы столыпинской реакции журнал печатал философские статьи А. А. Богданова и других махистов; с 1894 года редактировался философским черносотенцем Л. М. Лопатиным. Журнал прекратил существование в апреле 1918 года.
В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм
ГЛАВА VI
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Русские махисты, как мы уже видели, разделяются на два лагеря: г. В. Чернов и сотрудники "Русского Богатства" <<#100>> - цельные и последовательные противники диалектического материализма и в философии и в истории. Другая, наиболее интересующая нас здесь, компания махистов желает быть марксистами и старается всячески уверить читателей, что махизм совместим с историческим материализмом Маркса и Энгельса.