д. Выводы были отвергнуты как "экономически формально неверные", ибо они суть простое "применение морали к политической экономии". "Но что неверно в формальном экономическом смысле, может быть верно в всемирно-историческом смысле. Если нравственное сознание массы объявляет известный экономический факт несправедливым, то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя, что появились другие экономические факты, в силу которых тот факт стал невыносимым и несохранимым. Позади формальной экономической неправды может быть, следовательно, скрыто истинное экономическое содержание" (Энгельс в предисловии к "Нищете философии").
"В этой цитате, - продолжает Ф. Блей, приводя цитату из Энгельса, - снят (abgehoben - технический термин" у Авенариуса, в смысле: дошел до сознания, выделился) средний отдел (Medialabschnitt) зависимого ряда, интересующего нас здесь. После "познания" того, что позади "нравственного сознания неправды" должен быть скрыт "экономический факт", наступает конечный отдел"... (Finalabschnitt: теория Маркса есть высказывание, т. е. Е-ценность, т. е. жизнеразность, проходящая три стадии, три отдела: начало, средина, конец, Initialabschnitt, Medialabschnitt, Final abschnitt)... "т. е. "познание" этого "экономического факта". Или другими словами: теперь задача состоит в том, чтобы начальную ценность", т. е. "миросозерцание", "снова найти" в "экономических фактах" для "обеспечения" этой начальной ценности. - Эта определенная вариация зависимого ряда содержит в себе уже марксову метафизику, - безразлично, как бы ни выступало "познанное" в конечном отделе (Finalabschnitt). "Социалистическое миросозерцание", как самостоятельная Д-ценность, "абсолютная истина", обосновывается "задним числом" посредством "специальной" теории познания - именно: посредством экономической системы Маркса и материалистической теории истории... Посредством понятия прибавочной стоимости "субъективно" "истинное" в марксовом миросозерцании находит свою "объективную истину" в теории познания "экономических категорий", - обеспечение начальной ценности завершено, метафизика получила задним числом критику познания" (384-386).
Читатель, вероятно, негодует на нас за то, что мы так долго цитируем эту невероятно пошлую галиматью, это квазиученое шутовство в костюме терминологии Авенариуса. Но - wer den Feind will verstehen, muss im Feindes Lande gehen: кто желает знать врага, тот должен побывать во вражеской стране.<<#101>> А философский журнал Р. Авенариуса - настоящая вражеская страна для марксистов. И мы приглашаем читателя преодолеть на минуту законное отвращение к клоунам буржуазной науки и проанализировать аргументацию ученика и сотрудника Авенариуса.
Первый довод: Маркс - "метафизик", не постигший гносеологической "критики понятий", не разработавший общей теории познания и просунувший прямо материализм в свою "специальную теорию познания".
В этом доводе нет ничего, принадлежащего лично Блею и только Блею. Мы уже видели десятки и сотни раз, как все основоположники эмпириокритицизма и все русские махисты обвиняют материализм в "метафизике", т. е., вернее, повторяют истасканные доводы кантианцев, юмистов, идеалистов против материалистической "метафизики".
Второй довод: марксизм так же метафизичен, как естествознание (физиология), - И в этом доводе "повинен" не Блей, а Мах и Авенариус, ибо они провозгласили войну против "естественно-исторической метафизики", называя этим именем ту стихийно-материалистическую теорию познания, которой держится (по собственному их признанию и по суждению всех сколько-нибудь знающих вопрос людей) громадное большинство естествоиспытателей.
Третий довод: объявление марксизмом "личности" за величину, не имеющую значения, quantite negligeable, признание человека "случайностью", подчинение его каким-то "имманентным экономическим законам", отсутствие анализа des Gefundenen - того, что мы находим, что нам дано, и т. д. - Этот довод целиком повторяет круг идей эмпириокритической "принципиальной координации", т.